Авторизация на сайте

Новости

Исследование: Как выглядит типичный участник «групп смерти»

3 февраля 2017 в 14:00

Федеральный проект МГЕР «МедиаГвардия» провел интернет-исследование, посвященное не только выявленным количественным показателям противоправного контента, но и идентификации интернет-пользователей, состоящих в «группах смерти». В ходе исследования были определены такие параметры, как локация, возраст, пол, что помогло составить «портрет» типичного участника подобной группы.

«На сегодняшний день в открытом доступе нет информации, которая могла бы ознакомить пользователей с подобной статистикой, а сами группы обычно имеют статус "закрытых"», – отметила руководитель «МедиаГвардии», член Координационного Совета МГЕР Анна Рогачева.

Исследование проходило в три этапа:

1. Выявление групп, содержащих противоправный контент, то есть сбор ссылок и передача их в профильные органы, такие как Роскомнадзор, Прокуратура РФ, МВД РФ, администрации социальных сетей. Параллельно с этим происходит переписка с администраторами сообществ и проникновение в закрытые сообщества. Группы анализируются и также передаются на экспертизу.

2. После получения обратной связи (то есть экспертной оценки, какие сообщества относятся к «группам смерти», а какие под данные параметры не подходят), отобранный массив ссылок анализируется активистами проекта по запросам в поисковике группы «регион», «возраст», «пол». Происходит подсчет процентных показателей.

3. Расширение анализируемого массива информации, дополнительный мониторинг сообществ для сравнения данных с предыдущим массивом, то есть анализ того, меняются ли процентные показатели с увеличением количества анализируемых групп. После чего выдается итоговый результат по выбранной тематике.

«На данный момент интернет-исследование проводилось только в социальной сети ВКонтакте, ввиду отображения большинства характеристик. Важно сказать, что анализ не претендует на абсолютную релевантность, поскольку часть пользователей не указывают геолокацию или возраст, либо искажают их. Интернет – это бездонная яма, и посмотреть досконально информацию о каждом сложно. Однако такое исследование помогает оценить массив в целом и дать общие черты, на которые стоит обратить внимание», – отметила Анна Рогачева.

Исследование охватило 81 сообщество в социальной сети, 72 282 пользователя. При анализе учитывались те данные, которые пользователи сами оставляют о себе на личных страницах в социальных сетях.

«РЕГИОН»

Выборка состоит из жителей 85 столиц регионов РФ. Анализ показал, что больше всего подписчиков суицидальных групп проживают в столице. На Москву приходится 25,09% всех подписчиков таких групп. На втором месте по «популярности» – Санкт-Петербург – 14,27%. Большие относительно всей страны показатели имеют следующие региональные столицы: Екатеринбург – 4,04%, Краснодар – 3,68% , Новосибирск – 2,87%, Самара – 2,69%, Казань – 2,66 %.

Получившийся результат коррелируется с количеством жителей в городе. В ТОПе оказались города-миллионники. При этом стоит обратить внимание на несколько городов, которые выпадают из общего тренда. Так, на высоких позициях оказался Краснодар (3,68%) и Владивосток (1,9 %). Население Краснодара почти вдвое меньше, чем население Новосибирска, но при этом там существенно больше подписчиков «групп смерти». Такая же ситуация с Владивостоком, в котором население вдвое меньше, чем у Омска (1,67 %), стоящем на строчку ниже него.

В регионах Северного Кавказа участников подобных групп меньше всего. Показателен пример Махачкалы, которая с населением почти в полмиллиона человек находится внизу рейтинга.

«Наиболее подходящее объяснение, что на Кавказе более традиционный тип общества: большая семья с крепкими родственными связями. Младшие находятся под пристальным присмотром старших. Вместе с этим отсутствует социальная проблема, характерная для современного общества. Ее часто называют "одиночество в толпе", когда человек, живя в большом городе, чувствует себя заброшенным и ненужным», – отмечает руководитель «МедиаГвардии».

«ВОЗРАСТ»

Среднему подписчику суицидальных групп от 14 до 21 года. В исследовании это две возрастные группы: 14-18 (31,43 %) и 18-21 (30,74 %). Здесь стоит уточнить, что зачастую подростки завышают свой возраст в социальных сетях. Поэтому вполне вероятно, что в первой группе в действительности больше людей, чем показывает наша статистика.

«Чем старше человек, тем менее он интересуется подобными группами. Это легко объясняется тем контентом, которыми заполнены суицидальные группы. Используются все болевые точки переходного возраста: проблемы в личной жизни, плохие отношения со сверстниками и неудачи в учебе. Однако исследование также показало, что в зоне риска находятся и вполне взрослые люди. На группы от 22-25 (20,51 %) и от 26-35 (14,34 %) суммарно приходится треть подписчиков», – подчеркивает Рогачева.

«ПОЛ»

Статистика показывает, что в суицидальных группах существенно больше женщин (61,22%).

По словам Рогачевой, «объясняется это, опять же, контентом. Большая часть постов в суицидальных группах посвящены неразделенной любви и одиночеству. Тема, которая традиционно ближе женской аудитории».

Новости сообщества (все)